Панель Layer Как было упомянуто в разделе "слои", в одну ячейку можно загружать несколько сэмплов в разные слои. Управление слоями осуществляется с помощью панели Layer. В выпадающем меню нужно выбрать один из загруженных сэмплов, после чего можно выставить его громкость и диапазон velocity.
• Velocity High (верхняя граница силы нажатия на клавишу) - задает верхний предел Velocity для ячейки.
• Velocity Low (нижняя граница силы нажатия на клавишу) - задает нижний предел Velocity для ячейки.
• Диапазоны Velocity слоев могут перекрываться. Для более гладкого перехода используйте параметр Fade, активация которого реализует эту функцию.
• Volume (громкость) задает уровень громкости сэмпла.
Панель FX Loop
• On/Off - включение/выключение режима Loop (петля).
• Snap (выравнивание) - Выравнивание маркера по нулевому уровню амплитуды сэмпла. Рекомендуется использовать для поиска и устранения щелчков при зацикливании сэмпла.
• Loop Start (начало петли) - устанавливает маркер левой границы петли
• Loop Length (длинна петли) - устанавливает маркер правой границы петли (левая граница + длина)
• Loop Count (количество повторов петли) - количество раз, которое будет повторяться сэмпл. Даже если клавиша остается нажатой - сэмпл повториться только указанное количество раз (по умолчанию - бесконечно)
1. Введение
На сегодняшний день придумано огромное количество VSTi и Dxi, способных с тем или иным качеством воспроизводить Drums’ы. Тем не менее, проблема создания достоверного звучания барабанов, максимально приближенных к «живому» звуку остается по прежнему острой.
Достойным способом решения этой проблемы является использование виртуального сэмплера Battery от одной из ведущих фирм по производству музыкального софта — Native Instruments. Существует достаточно много книг и статей, повещенных «батарейке», поэтому, я не буду останавливаться на основах работы с данным сэмплером, а опишу некоторые «фишки», которые нашел сам или которые подглядел у других.
К тому же интерфейс Battery настолько прозрачен, что все понятно без лишних слов.
На рис.1. представлен общий вид «батарейки», с указанием основных элементов управления. В этой статье рассмотрены некоторые приемы, позволяющие делать звук барабанов более реалистичным, а так же получить некоторые интересные эффекты с использованием контроллеров (панель управления контроллерами обведена на рис. 1. красным прямоугольником).
2. Общие сведения об использовании контроллеров.
Для тех, кто в танке: контроллеры, это параметры которые позволяют гибко управлять синтезом звука. Обычно контроллеры передаются в виртуальный инструмент из приложения – хоста (я например, использую Cubase). Существует MIDI-стандарт, в котором расписано, какой контроллер за что отвечает. Основные контроллеры это Main Volume – общая громкость, Pitch — отвечает за изменение высоты звука, Modulation – уровень вибрато, Velocity – отвечает за силу удара по каждой конкретной клавише, и т.д...
Батарейка может одновременно использовать шесть контролеров, каждый из которых управляет своим параметром синтеза барабанного звука, загруженного в текущую ячейку.
Обычно, первая ячейка — контроллер-параметр синтеза занята соответствием Velocity-Volume, т.е. сила удара — громкость звука (см. рис 2.). Не рекомендую доводить это соответствие до крайности, т.е. выставлять AMOUT на все 100%, т.к. в этом случае звуки с малым Velocity (ниже 30) будут вообще не слышны.
3. Фишка 1: Оживление хэта.
Если говорить о хэте, то без этого элемента барабанной установки не обходится ни одна барабанная партия. При кажущейся простоте этого инструмента, достичь достоверного звучания очень сложно, даже имея качественный набор сэмплов. Дело в том, что хэт — достаточно «быстрый» инструмент, на нем часто играют восьмыми и шестнадцатыми долями, что приводит к тому, что звук сливается в однообразный механический гул. При игре на реальном хэте при каждом ударе барабанщик ударяет с разной силой и что, пожалуй, более важно, в разные места хэтовой тарелки. Наличие у хэта педали еще более усугубляет и без того запутанную ситуацию.
Применение «батарейковских» контроллеров может сгладить механистичность хэта. В этой ситуации можно сделать следующее: выбираем в батарейке свободный контроллер (обычно это контроллер 2, первый контролер занят Velocity-Volume). В качестве приемника выбираем параметр Sample Start point. Этот параметр отвечает за точку начала воспроизведения всех загруженных в ячейку сэмплов. Этот параметр позволит начинать фазу атаки каждого удара с разных точек сэмпла, с помощью чего можно сымитировать неровности, возникающие при игре реального музыканта, возникающие при попадании барабанной палочки в разные места тарелки.
В качестве источника модуляции можно выбрать любой свободный контроллер, например контроллер № 2 – Breath (для того, чтобы определить какие контроллеры использует «батарейка» необходимо зайти в пункт Options, который находится прямо над регулятором общей громкости). В этом случае при создании барабанной партии в Cubase можно нарисовать кривую, в со-
ответствии с которой будет меняться воспроизводимый сэмплером звук (см. рис. 3).
Этот метод хорош тем, что можно очень точно контролировать синтезируемый сэмплером звук. В то же время рисовать все эти контроллеры в ручную крайне утомительно. Поэтому в батарейке предусмотрены два генератора случайных чисел Random Unipolar (генерирует случайное число от 0 до127) и Random Bipolar (генерирует случайное число от -127 до127), которые можно использовать в качестве источника модулирующего сигнала.
Общий алгоритм прост: загружаем в ячейку звук(и), загружаем контроллеры так, как на рис.4, рисуем в Cubase хэт шестнадцатыми долями и начинаем крутить движок Amount, выставляя его положение так, чтобы хэт не представлял собой механический гул. Главное здесь не переборщить, т.к. при больших значениях Amount вместо ровного хэта получится свинговая заморока.
В принципе данные методы применимы не только для хэта, но и, например, для альтов или рабочего (в любом случае немного «живости» не помешает любому Drums«у).
4. Фишка 2: Оживление альтов и бочки.
В отличие от хэта, бас-бочка — инструмент более простой, т. к. «колотушка» педали лупит в основном в одно и то же место. Поэтому для ее «оживления» вышеописанный метод не совсем подходит. В данном случае скорее следует учитывать неравномерность в силе удара живого барабанщика по пластику бочки. В батарейке существует параметр, который называется Wavesрaper. Этот контроллер управляет параметром, напоминающим компрессию. При больших значениях этого параметра звук становится более приглушенным. В данном случае можно поступить так же, как в предыдущем случае, т.е. либо поставить в соответствие этому параметру какой-либо из свободных контроллеров, и прорисовывать график «ручками», или запустить Random Unipolar. В любом случае, конечный результат нужно оценивать на слух. Кроме всего прочего, параметр Wavesрaper можно использовать совместно (или вместо) параметра Volume в «связке» с контроллером Velocity. В общем, поле для экспериментов широкое….
Для альтов подойдет как первый (с применением Sample Start point), так и второй Wavesрaper метод. Очень неплохо слушается так же их комбинация. В любом случае оптимальный вариант подбирается, исходя из имеющихся сэмплов на слух, методом «научного тыка».
Фишка 3: Создание звуков этнических барабанов.
В »батарейке" есть еще один очень интересный контроллер — Pitch, который ответственен за смещение высоты тона загруженных в ячейку сэмплов. Эксперименты с этим контроллером позволяют создавать очень необычные звуки и эффекты, напоминающие звучание индийско-тибетских барабанов и прочей перкуссии. Звук «этнических» барабанов часто бывает не жестко зафиксирован по высоте. Это создает специфический создает «плавающий» эффект, который можно сымитировать используя параметр Pitch. Можно как и в предыдущих случаях «посадить» Pitch на один из свободных контроллеров или использовать Random Bipolar.
Очень интересные эффекты можно получить совмещая параметр Pitch с контроллером Velocity. В этом случае, чем больше будет сила удара по барабану, тем больше будет его расстройка (в большую или в меньшую сторону – решать вам (крути Amount в плюс или в минус), хотя по логике, чем сильнее удар по пластику, тем выше он звучит).
Очень смешные эффекты можно получить, используя в качестве модулирующего параметра счетчик лупов (Loop count). Так, например связав его с параметром Pitch, можно получить эффект барабанов «улетающих в космос» или «падающих с высокой орбиты». В общем, как и в других случаях, широчайшее поле для экспериментов.
Фишка 4: «Все мы любим техно».
Вообще, в «батарейке» достаточно много «крутилок», позволяющих исказить звук, порой, до неузнаваемости. Меня лично приколола «крутилка» Bits, позволяющая «насильно» снизить разрядность сэмпла, вплоть до появления специфического цифрового хруста, который как нельзя к стати подойдет для барабанов стиля «индастрил-техно-рейв» или чего-нибудь подобного. При использовании данного регулятора нужно помнить, что он действует только на активную ячейку. Главное, в данном случае не переуСЕРдствовать, иначе звук весь ваш барабаный звук превратится в неразборчивый хрип.
В заключение хочется сказать: удачи всем, меньше масдайных глюков, и побольше творчества. Главное, чтобы винда стояла и драйвера были.