Рис. 8. Добавлена партия баса Композиция пока состоит всего лишь из трех паттернов-лупов, а с помощью плей-листа мы задали программе, сколько раз и когда именно их следует воспроизводить.
Аналогичным образом запишем остальные партии аккомпанемента. Результат сохраним в файле командой File > Save as.
К сожалению, каждая из партий, записанных с помощью пошагового секвенсора, может быть лишь одноголосной. Аккорд удастся получить только путем комбинирования нескольких партий.
Помните, что в папке Channel presets браузера Browser находятся сотни пресетов каналов, позволяющих получить современное звучание партий композиции. Знайте, что в FL Studio имеется возможность формирования композиции из паттернов "на лету". Запускать нужные паттерны на воспроизведение можно с помощью MIDI-клавиатуры (или
заменяющей ее компьютерной клавиатуры).
Редактор отпечатков клавиш - все как у серьезных программ
Пошаговый секвенсор - средство, подходящее для конструирования барабанных лупов. Но для работы с партиями мелодических инструментов он приспособлен плохо. Альтернативное решение, примененное разработчиками, просто и на удивление удобно. Мы называем его образно: "отпечатки клавиш". Для редактирования отпечатков клавиш в FL Studio предназначено окно Piano roll. Подобное окно обязательно имеется в любой сколько-нибудь серьезной современной музыкальной программе.
Итак, выберем канал, а затем откроем окно Piano roll (рис. 9) нажатием клавиши <F7> или с помощью кнопки ,
расположенной на панели Shortcut.
Рис. 9. Окно редактора отпечатков клавиш Piano roll
Можно провести аналогию между способом представления музыкальной информации в окне Piano roll и традиционной нотной записью. В окне Piano roll имеется 128 нотных линеек вместо пяти: по одной линейке для каждой ноты из числа тех, что способен воспроизводить синтезатор (виртуальный или аппаратный). Такое количество нотных линеек позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. И это еще не все. Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в окне редактора Piano roll отображается виртуальная клавиатура, подобная фортепианной. Каждая нотная линейка начинается от определенной клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Вы немедленно услышите звучание соответствующей ноты. Это помогает ориентироваться в линейках на слух.
По сути дела, клавиатура - это вертикальная ось системы координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось - это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в музыкальных единицах: тактах и долях. На рабочем поле окна видны линии, обозначающие их границы.
Запись музыки в окне Piano roll действительно выглядит, как следы отпечатков клавиш. Отпечаток необходимой клавиши начинается и заканчивается в необходимые моменты музыкального времени. На экране он отображается, как яркий прямоугольник.
Вертикальная координата положения прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте тона. Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности ноты. И все это избавляет вас от массы проблем. Не обязательно помнить обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль, квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата+ Просто рисуйте прямоугольники разной длины и оценивайте звучание на слух.
На заголовке окна Piano roll расположены кнопки выбора инструментов. Для записи
отпечатка клавиши служит инструмент
, для удаления - инструмент
Причем одним щелчком можно рисовать не только отдельные отпечатки клавиш, но и целые аккорды. Для этого предварительно следует выбрать название нужного аккорда в подменю Chord меню окна Piano roll. Конечно, неплохо было бы понимать смысл обозначений если не всех, то хотя бы большинства из 66 типов аккордов, предусмотренных здесь. На рис.
9 представлены отпечатки клавиш, соответствующие построенным от ноты до аккордам первых одинадцати типов.
Обращаем ваше внимание на недостаток, присущий FL Studio. Редактируя паттерн в пошаговом секвенсоре и отпечатки клавиш в Piano roll, вы воздействуете на разные объекты, которые никак не связаны друг с другом. В результате возникает
неоднозначность в структуре композиции, сформированной этими средствами, в чем-то дублирующими друг друга.
Знакомимся с элементами виртуальной студии
Итак, мы научились использовать традиционные элементарные средства Fruity Loops, предназначенные для создания музыкальной композиции на основе паттернов (что составляет процентов пять от всех возможностей программы). И на этом простое заканчивается. Все остальное посложнее, потому что представляет собой настоящую виртуальную студию. Это значит, что весь набор студийных функций реализован программным способом, а сама студия "размещается" в операционной среде компьютера. С ней в статье удастся ознакомиться лишь в самых общих чертах. Для тех, кто заинтересуется программой и захочет изучить ее во всех деталях, предназначена книга [1]. А сейчас просто перечислим виртуальные студийные компоненты, имеющиеся в FL Studio: виртуальный микшер с функцией записи автоматизации, позволяющей сохранять, редактировать и воспроизводить изменения параметров синтеза, микширования, эффектов,
а также темпа композиции; секвенсор для записи игры на MIDI-клавиатуре; виртуальный рекордер для записи звука с микрофона и любых внешних источников, а также встроенный звуковой редактор, обеспечивающий редактирование аудиофайлов; около сорока собственных и неограниченное количество подключаемых плагинов виртуальных звуковых эффектов и обработок (реверберация, дилэй, хорус, эквалайзеры, компрессоры, вокодеры и т. п.), около двадцати собственных виртуальных музыкальных инструментов (тон-генераторов, синтезаторов и сэмплеров); программа FL Studio
рассчитана на применение в проектах DX- и VST-плагинов, в то же время, сама она может использоваться в качестве плагина DXi и VSTi в других музыкальных приложениях (подробности см. в Приложении 2); средства для импорта материала во FL Studio, экспорта проекта из FL Studio в аудиофайлы (например, для записи на CD), обеспечения синхронной работы с другими
виртуальными студиями (FL Studio позволяет подключать к проекту другие музыкальные приложения по протоколу ReWire и сама может быть подключена к другим приложениям в качестве приложения-клиента ReWire).
FL Studio - виртуальная студия. Вместе с тем, в процессе записи музыки и обработки звука не обойтись без ряда аппаратных компонентов. О том, какие приборы наряду с компьютером должны входить в простейшую домашнюю музыкальную студию, читайте в книге [2]. Краткий перечень источников дополнительной информации (сайтов и книг) вы найдете в Приложении 3.
Сегодня вы познакомились лишь с одной не самой сложной и не самой совершенной программой. А сколько других удивительных программ еще может быть взято на вооружение современным музыкантом! Их освоение равноценно тому, что в вашем персональном компьютере появятся не только персональный оркестр, но и персональная студия звукозаписи. Представьте: возможности нынешнего музыкального компьютера превышают то, чем располагали студии, в которых записывались, например, бессмертные творения Beatles! В такой ситуации просто непростительно было бы не увидеть своего
шанса и не воспользоваться им.
Приложение 1. Три кита музыкального компьютера
Превращение просто компьютера в компьютер музыкальный завершается, когда вы устанавливаете на нем соответствующее программное обеспечение, а основывается на звуковой карте. В ней таятся три принципиально важных элемента: MIDI-интерфейс, синтезатор, аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи (АЦП-ЦАП).
Основная идея MIDI (Musical Instrument Digital Interface) одновременно проста и гениальна: по проводам передается не звуковой сигнал, а закодированная в виде числа команда синтезатору: сформировать определенный звук. Это позволяет записывать, редактировать и воспроизводить партитуру композиции в аппаратных и программных секвенсорах. На MIDI-клавиатуре композицию исполняют в реальном времени. Стандартизированы схемы соединения инструментов, структура сигналов, порядок обмена данными, обязательные тембры. Например, стандарт General MIDI (GM) требует, чтобы
синтезатор был способен воспроизводить звучание рояля, гитары, скрипки+, в общей сложности 128-и мелодических инструментов и наборов ударных. У продвинутых аппаратных и виртуальных синтезаторов в запасе тысячи и натуральных, и
фантастических тембров.
Синтезатор, реагируя на поступившую команду, формирует звук с определенной высотой тона и необходимым тембром. Наиболее распространен синтезатор, построенный на основе волновых таблиц (Wave Table). В его памяти хранятся оцифрованные образцы звуков музыкального инструмента - сэмплы. Каждый звук разделен на фазы, например: атака,
спад, поддержка, затухание, а каждая фаза в целях уменьшения объема памяти представлена коротким фрагментом. Сердцем синтезатора является осциллятор - устройство, способное собрать из фрагментов цельный звук и воспроизвести его с необходимой высотой. Затем сигнал пропускают через модуляторы, получая вибрато; фильтры, формируя необходимую тембровую окраску; и эффект-процессор, реализуя реверберацию, хорус и другие эффекты. В заключение цифровой поток проходит ЦАП синтезатора. После этого мы слышим звук.
Синтезатор и интерфейс MIDI - это два из трех китов, на которых держится работа звуковой карты. Третий кит - ЦАП-АЦП. Звук - процесс непрерывный, или аналоговый. А компьютер понимает только язык цифр. Для того чтобы записать с микрофона в память компьютера сигнал, необходимо предварительно преобразовать его в цифровую форму.
После этого с помощью специальных программ - звуковых редакторов - с оцифрованным звуком можно делать все, что угодно. Завершив обработку, цифры нужно вновь преобразовать в звук. Качество преобразования звука в цифры и обратно, в первую очередь, зависит от разрядности представления данных и частоты оцифровки (сэмплирования) звука. На CD-аудио оцифрованный звук представлен 16-ю двоичными разрядами при частоте сэмплирования 44,1 кГц. Хорошие звуковые карты и звуковые редакторы способны работать со звуком в формате 24 бит/96 кГц. Столь высокую точность представления данных нельзя считать излишней. Она позволяет избежать накопления ошибок вычислений при многократном выполнении сложных алгоритмов обработки звука.
Приложение 2. Виртуальный инструментарий FL Studio
Программа FL Studio богата встроенными синтезаторами. Некоторые из них уникальны: TS404 - псевдоаналоговый синтезатор, имитирующий звучание легендарного инструмента Roland TB-303; BeepMap - синтезатор, преобразующий изображение в сигнал звуковой частоты; BooBass - синтезатор бас-гитары; FL Keys - синтезатор фортепиано и органа;
Plucked - синтезатор струнных инструментов; Sytrus - 6-операндный синтезатор на основе частотной и кольцевой балансной
модуляции, обладающий ярким звучанием; FL Slayer VST-синтезатор физического моделирования, имитирующий шестиструнную электрогитару с обработками, а также бас-гитару.
Перечень основных эффектов и обработок тоже выглядит впечатляюще: Fruity 7 Band EQ, Fruity Parametric EQ, Fruity Bass Boost, Fruity Filter, Fruity Free Filter - эквалайзеры и фильтры; Fruity Compressor - динамическая обработка; Fruity Delay, Fruity Reverb, Fruity Chorus, Fruity Flanger, Fruity Phaser, Fruity Stereo Enhancer - эффекты дилэй, реверберация, хорус, флэнжер, фейзер и расширение стереобазы; Fruity Blood Overdrive, Fruity Fast Dist - варианты эффекта дистошн; Fruity Vocoder, Speech synthesizer - вокодер и встроенный синтезатор речи; Fruity Formula Controller - контроллер, генерирующий управляющий сигнал на основании заданной пользователем формулы.
С таким набором инструментов невозможно не сочинить хит!Content-Disposition: form-data; name="smiles_on"
1